Заинтересовались тем, как выбрать тормозные колодки для автомобиля? В таком случае нужно изучить этот вопрос с самого начала. Мы выясним, какие бывают колодки и чем они отличаются, разберёмся в производителях, расскажем о тонкостях покупки. Информация поможет выбрать колодки, соответствующие автомобилю и стилю вождения, позволит сэкономить деньги. Читайте, анализируйте и получайте самые полезные данные.
Чтобы узнать, какие тормозные колодки выбрать для своего автомобиля, необходимо разобраться в их разновидностях. В продаже представлены десятки и даже сотни моделей, как от известных производителей, так и от малоизвестных, а то и вовсе неизвестных брендов. Одни стоят копейки, другие – тысячи рублей. И между всеми есть разница:
Выбирая тормозные колодки, обратите внимание на материалы их изготовления, максимальную рабочую температуру, наименование производителя, страну производства.
Для чего вообще нужно менять тормозные колодки и когда это делается? Чтобы получить правильный ответ, необходимо знать основные признаки износа колодок. Всего их три:
Кроме того, износ колодок может подтвердить техник при осмотре автомобиля на СТО. Если это так, пришло время покупать и ставить новые колодки, чтобы избежать неприятностей на дороге.
Давайте посмотрим, как выбрать тормозные колодки, ориентируясь на материалы их производства. Они подразделяются на металлические, композитные, органические и керамические. У каждой разновидности имеются свои достоинства и недостатки. Кстати, полностью металлических или полностью керамических колодок не существует.
Тормозные колодки композитного типа изготавливаются из двух основных материалов – это связующие компоненты и металлический порошок. Композиты сами по себе долговечны, но всё зависит от условий эксплуатации. В городском цикле композитные тормозные колодки порадуют долгим сроком службы – они будут служить годами, не зная усталости и износа. Но стоит немного увеличить нагрузку (езда по бездорожью или горным дорогам), как они начнут истираться и шуметь. Также они не годятся при эксплуатации в условиях низких температур окружающей среды. Делаем вывод, что композитные колодки – это разумный выбор для города, загородной трассы и просёлочной дороги в условиях умеренного климата.
Органические тормозные колодки тоже можно назвать композитными. Судите сами – здесь присутствует связующий компонент в виде термостойкой смолы и рабочий материал в виде волокон карбона, кевлара, стекла и резины. Такая компоновка обеспечивает мягкое торможение без рывков и биений. Также колодки выдерживают экстренное торможение при высокой нагрузке. При этом они не издают серьёзных шумов. Недостаток – быстрый износ, как при малых, так и при больших нагрузках. Что касается волокнистой основы, то она умудряется пылить в связи с сильным истиранием. Вывод – отличное решение для мягкой и бесшумной работы тормозной системы. Они обладают высокий коэффициент трения, не портя тормозные диски и барабаны.
Керамические тормозные колодки являются самыми дорогими. Они обеспечивают высокую эффективность торможения, препятствуя попаданию в аварийные ситуации. Нужен максимально короткий тормозной путь – выбирайте колодки из керамики. Кстати, они не полностью из керамики – в них присутствуют цветные металлы и даже железно. Преимущества керамических колодок полностью отвечают их стоимости:
Керамические колодки подходят для любого стиля езды, так же они устанавливаются на дорогих и спортивных автомобилях. Если нужно выбрать долговечные тормозные колодки для хорошего авто, присмотритесь к керамике – отличный выбор для автомобилиста, у которого есть лишние деньги. В моделях эконом-класса использование керамики не несёт особого смысла – нет тех нагрузок.
Тормозные диски из металла не являются полностью металлическими – иначе бы нормальное торможение было бы невозможно. Они чем-то похожи на композитные, в их составе присутствует сталь или медь, причём в увеличенных количествах. Преимущества металлических колодок – лучшее рассеивание тепла, эффективное торможение, подходят для сложных условий и суровых климатических условий (в том числе жарких). Недостатки – высокая стоимость и быстрый износ. Делаем вывод, что металлические тормозные колодки необходимо выбирать исключительно для работы в сложных условиях и при высоких нагрузках.
Высокая температура вредит тормозным колодкам:
При чрезмерном перегреве возможно полное разрушение тормозных колодок прямо на ходу со всеми вытекающими последствиями. Поэтому их нужно выбирать по допустимой температуре эксплуатации.
Колодки для спокойной городской езды выдерживают температуру до +250-350 градусов. В городе трудно достичь подобной температуры, поэтому запас огромен. Для спортивных машин допустимый потолок составляет до +500 градусов. Для мощных трековых спорткаров максимальная температура составляет +800-900 градусов. Как выбрать колодки для городской езды? Подойдут любые недорогие модели с допустимой температурой +250-350 градусов. Владельцам спортивных и гоночных автомобилей потребуются колодки с более высокими рабочими температурами. Встретили копеечные колодки с температурой менее +250 градусов? Бегите от них подальше – они могут разрушиться в момент торможения при езде по горным дорогам.
Коэффициент трения тормозных колодок зависит от материалов их производства. Он указывает на эффективность торможения при одинаковом тормозном усилии. С этим параметром всё просто – чем больше, тем лучше. Оптимальный коэффициент для качественных и эффективных колодок составляет 0,35-0,5. Представим общепринятые коэффициенты в виде таблицы:
Используйте колодки с трением, рекомендованным производителем автомобиля. Не стоит использовать в городском авто колодки от спорткара – лучше они тормозить не будут. Ведь трение зависит не только от количества абразива во фрикционном слое колодок, но и от их температуры. Чем выше нагрев, тем лучше сцепление с дисками – это оптимально для спорткаров. Для простого городского автомобиля покупка колодок с высоким коэффициентом трения бесполезна.
Какие тормозные колодки лучше выбрать – клееные или заклёпочные? В клееных колодках фрикционный слой сцепляется с основой с помощью специального клея. Они изнашиваются прямо до этой основы, что обеспечивает их более продолжительную эксплуатацию. В клёпаных колодках фрикционный слой закрепляется с помощью металлических клёпок – именно они зачастую создают визг при истирании.
С одной стороны, ресурс у клееных колодок намного больше. Но некоторые автомобилисты жалуются, что они быстро разрушаются. Здесь всё зависит от массы автомобиля и характера езды – быстрые старты с места, сменяющие визжащим торможением, не оставят шансов даже выносливой керамике.
Какие тормозные колодки купить? Мы рекомендуем недорогие композитные и органические модели – они оптимальны по цене и характеристикам для подавляющего парка легковых автомобилей. Рекомендуемое сцепление – EE для большинства машин, рабочая температура – от +250 до +350 градусов. Выбирая сверхпрочные керамические колодки с большим коэффициентом трения, помните, что они повреждают тормозные диски и барабаны. Что касается производителей – выбирайте продукцию известных брендов. Дешёвые тормозные колодки без внятной упаковки и характеристик лучше оставить там, где они лежат в настоящий момент – на витрине магазина.